ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ АДРЕСНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА.
АДРЕСНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
Нормативно-правовая база:
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»;
• Закон Мурманской области от 23.12.2004 года № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области»;
• Постановление Правительства Мурманской области от 24.02.2021 № 102-ПП «О Порядке назначения адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта».
Что такое социальный контракт и цель его заключения?
Социальный контракт - соглашение между гражданином и учреждением социальной поддержки населения, в соответствии с которым учреждение обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Программа социальной адаптации - разработанные учреждением социальной поддержки населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Основные принципы назначения помощи: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при определении условий социального контракта, целевой характер оказания социальной помощи.
Цель контракта - стимулирование малоимущих семей или одинокопроживающих граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации и выходу их на самообеспечение.
Ожидаемыми результатами назначения помощи являются:
• реализация трудового потенциала получателей помощи;
• повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме;
• социальная реабилитация членов малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан);
Основными обязательствами, которые граждане из числа получателей денежных средств берут на себя в рамках социального контракта, являются:
• активный поиск работы при посредничестве государственного учреждения – центра занятости населения;
• регистрация в качестве ищущего работу либо безработного;
• получение государственных услуг в сфере занятости населения (профессиональное обучение, профессиональная ориентация);
• участие в общественных работах, временной или постоянной занятости;
• осуществление индивидуальной трудовой деятельности.
• повышение социальной ответственности получателей помощи, снижение иждивенческого мотива их поведения.
Срок действия социального контракта:
Социальный контракт заключается на срок от трех месяцев до года, исходя из содержания программы социальной адаптации.
Назначение адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде:
• денежных выплат (единовременное и ежемесячное социальное пособие);
• социальных услуг.
При невыполнении условий социального контракта и непредоставлении отчетности о потраченных денежных средствах или при их нецелевом использовании, социальный контракт может быть расторгнут, а средства, выплаченные гражданину в виде пособия, возмещаются учреждению в добровольном порядке либо взыскиваются в судебном порядке.
Что необходимо для заключения социального контракта?
Каждый желающий заключить социальный контракт должен определить – что он хочет изменить в своей жизни, и какие действия необходимо предпринимать. Затем, после предоставления необходимых документов, совместно со специалистами Центра социальной поддержки населения разрабатывается программа социальной адаптации, включающая в себя мероприятия, которые помогут выйти из трудной жизненной ситуации.
На что могут быть выделены денежные средства в рамках социального контракта?
Денежные средства могут быть выделены на:
- расходы для трудоустройства, в т.ч. оплата медицинской комиссии при трудоустройстве; оплата курсов обучения профессиональной подготовки или переподготовки; оплата проезда в общественном и личном транспорте к месту учебы; приобретение сезонной обуви и одежды и др.
- на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности;на приобретение необходимого оборудования и материалов при организации своего дела: например – для швейной или часовой мастерской, для оказания услуг парикмахера и фитнеса; по ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, развития народных и ремесленных промыслов и др.;
- развитие сельского хозяйства, фермерства и огородничества, в т.ч. на приобретение домашних животных и птицы, кормов, садового инвентаря, рассады и семян для выращивания овощей и картофеля, оплату аренды земельного участка, расходы по оформлению участка и др. Денежная выплата должна быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту.
Для предоставления государственной услуги гражданину (его законному представителю) необходимо обратиться:
лично - в Многофункциональный центр;
лично, либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Единого портала (при наличии возможности), посредством почтового отправления - в Центр социальной поддержки населения.
При направлении документов почтой копии документов должны быть заверены в установленным законодательством порядке (нотариально).
Перечень документов:
• заявление.
• Документы, удостоверяющие личность всех членов домохозяйства (паспорта, свидетельства о рождении детей)
• Документ о составе семьи и фактах совместного или раздельного проживания и ведения хозяйства членами семьи;
• Документы о доходах всех членов семьи (гражданина) за три последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, и наличии принадлежащего им (ему) на праве собственности имущества;
• Реквизиты расчётного счета.
При необходимости дополнительно предоставляется:
• Справка из школы (если ребенку исполнилось 16 лет);
• Справка из учебного заведения со сроками обучения и размером стипендии (для студентов);
• Трудовая книжка;
• Свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о браке, о расторжении брака, свидетельство о смерти (подлинники и копии); «Бланк Заявление» «Бланк Анкета»
С 2013-го в России работает такая государственная мера социальной поддержки как социальный контракт. До июля этого года право воспользоваться ею имели только люди трудоспособные, но неработающие. В Североморске, по данным статистики, уровень безработицы низок, поэтому и особой популярностью среди жителей ЗАТО подобная помощь не пользовалась. Сейчас, когда региональное Законодательство изменилось, во флотской столице уже заключено более 30 социальных контракта. Появились не только люди, которые смогли в трудной жизненной ситуации, обратившись за помощью в межрайонный центр, получить адресную помощь, но и положительные примеры выхода граждан на самообеспечение. Вот только один из них: перейти к просмотру >>