В нашем городе много талантливых, креативных, ответственных девушек, которые еще не начали свое дело и только ищут повод. Одних останавливает страх потерпеть неудачу, других смущают предстоящие трудности: нужно иметь стартовый капитал, арендовать помещение, приобрести необходимое оборудование. Сегодня на нашей страничке мы рассмотрим яркий вдохновляющий пример того, как можно превратить свой маленький проект в успешный бизнес. Итак, у нас в гостях Мария Беляева – технолог по образованию, мама троих детей. В январе 2023 года, находясь в декретном отпуске, всерьез занялась выпечкой необычных пряников с авторскими рисунками. После того, как люди стали покупать ее кондитерские изделия не только на новогодние праздники, но и на другие семейные и корпоративные мероприятия, приняла решение открыть собственное предприятие по изготовлению пряников. Сегодня продукцию мастерской можно часто увидеть на городских и областных фестивалях, продукция уже имеет свой товарный знак.
О том, как все начиналось, с какими трудностями пришлось столкнуться, что интересного и нового произошло в жизни мамы-предпринимателя, мы побеседовали с Марией при встрече.
- Мария, расскажите, когда приняли решение стать предпринимателем. Почему именно "пряничный бизнес" так вас заинтересовал?
- Находясь в декретном отпуске, я задумалась о возможности дополнительного заработка, ну и пряники уже давно в моем сердце, как милый продукт, возвращающий в детство. Огромная конкуренция меня не пугала, хотя в городе уже были девочки, которые пекли на дому, но их не так много. А вот такого официального предприятия не было. По образованию я технолог. Все производственные процессы мне знакомы. Почему бы не использовать эту возможность. Производство пряников считается выгодным бизнесом, так как спрос на эту продукцию стабильно высокий, а срок её хранения относительно долгий. Пока клиентов хватает на всех мастеров. Кроме того, у каждого свой рецепт, свой определенный стиль. На старте все просто: если хочешь действовать – действуй. Интерес потребителей к продукту зависит только от тебя. Сколько мы знаем историй, когда есть и деньги, и бизнес-план, а востребованности в продукте нет. Я всегда говорю, делать надо то, что нравится, что душе близко. Это залог успеха.
Какие чудеса можно творить с глазурью и пряничным тестом! Вообще на Руси пряничное дело издавна является распространенным народным промыслом. На Руси существовали такие профессии как знаменщик и пряничник. Знаменщик – это резчик пряничных досок, он должен был обладать художественным вкусом и пространственным мышлением. Ведь доску-пряницу надо вырезать в зеркальном отражении, а это непросто. Попробуйте написать зеркально хотя бы одно слово – и вы поймете, каково быть знаменщиком.
А пряничниками чаще всего становились очень развитые физически люди, просто богатыри. Им приходилось по нескольку часов бить тесто, чтобы выбить из него все пузырьки, а это не каждому под силу. Поэтому тесто для пряников называлось битым.
Первые пряники назывались «медовым хлебом», их рецепт привезли к нам варяги еще в 9 веке. Это была смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял половину всех ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, с появлением различных заморских «сухих духов» пряник окончательно приобрел вид хорошо известной нам сладости.
- Многие кулинары, работающие на собственной кухне, мечтают выйти со своим проектом на новый уровень и создать полноценное производство. Но ведь не каждому вольному кондитеру это удается воплотить в жизнь.
С какими трудностями пришлось столкнуться?
- Да, все мы любим заниматься творческим процессом в делах, связанных с едой и хорошим настроением, мечтаем монетизировать свое увлечение. Но необходимо еще заниматься организационной работой, контролировать все процессы производства, закупа сырья, финансов. Мне было нетрудно, поскольку я дипломированный технолог, которого 5 лет учили всему, что связано организацией производства пищевых продуктов. Но к этому времени я была уже мамой троих детей и хочу сказать, что немало важную роль в достижениях и успехах на этом пути играет семья. Трудно выразить словами, насколько я благодарна мужу. Ему нужно быть всегда начеку, оказать поддержку, подставить крепкое плечо в нужный момент.
- Чтобы доход был приличным, нужен сбыт. Какие пути продвижения продукта вы рассматривали на начальном этапе?
- Поверьте, если вы делаете что-то классно и с душой, обязательно найдутся ценители. За год работы я убедилась в том, что сегодня мы делаем пряник для мальчика Вити, а завтра может оказаться, что его мама менеджер крупной компании, и им нужны корпоративные подарки.
Нетворкинг - отличный способ раскрутиться. Ты заводишь полезные связи и строишь на этом свой бизнес. Начинаешь с небольшого количества заказов, а затем, благодаря общению, их становится все больше и больше. Компетенции в деловом мире, открытость к контактам, умение слушать, самопрезентация, публичные выступления, ведение переговоров – все это отличные инструменты для развития бизнеса.
Еще я активно работаю с SMM, у нас есть странички в «ВКонтакте» и Instagram. Сейчас проведение мероприятий - основной рекламный канал. Я уже успела поучаствовать в различных фестивалях и встречах: всероссийский пряничный арт-марафон в областном центре, деловые встречи «Женщина, меняющая мир» в рамках федеральных партийных проектов
«Женское движение Единой России» и «Моя карьера с Единой Россией» в марте 2024 года. Много работаем с детьми на мастер-классах. Я говорю мы, потому что мне очень помогает моя семья.
Для любого производства важен официальный статус. А это предполагает наличие помещения, отвечающего всем требованиям СЭС к пищевому производству. Любой домашний кондитер – фактически нелегальный мастер.
Поэтому я сразу хотела иметь товарный знак, чтобы работать с крупными заказчиками, которые предъявляют определенные требования к продукту.
- Откуда узнали про социальный контракт? Чем он помог реально?
- В интернете я увидела информацию о социальном контракте на открытие бизнеса. Обратилась в Центр социальной поддержки населения. Специалисты помогли составить бизнес-план проекта. Это является одним из требований для получения помощи на открытие бизнеса при заключении социального контракта. Еще – это очень полезная вещь. В нем все по полочкам: мое резюме, опыт работы, финансовые источники средств; видно, где доход, где расход, где прибыль, где перечень оборудования, которое необходимо приобрести. В бизнес-плане надо точно указать, сколько единиц оборудования, материалов, и по какой цене будет закуплено. Для этого пришлось мониторить на сайтах цены, выбрать оптимальные, определиться с поставщиками.
После одобрения бизнес-плана я подписала социальный контракт и получила 350000 рублей. Купила именно то, что мне нужно для работы: холодильник, конвекторную печь, индукционную плиту, тестораскаточную машину, стеллажи, пищевой принтер. Реально социальный контракт помог. Это хороший старт. Я давно мечтала приобрести пищевой принтер. Сейчас стало модно делать разные надписи: пожелания, поздравления, имена людей, которым дарится пряник, корпоративные логотипы. А на пищевых принтерах легко распечатывать разные картинки. Это позволяет воплощать в реальность практически любые кондитерские идеи. Благодаря государственной поддержке мне и удалось приобрести самое хорошее дорогостоящее оборудование для начала деятельности.
- Успешным предпринимателем человек становится не потому, что у него с рождения есть какие-то особенные черты характера. Успеха в бизнесе люди добиваются потому, что сумели развить в себе необходимые для предпринимательства навыки и качества. Какие, на Ваш взгляд, это личностные качества, которые определяют успех в бизнесе?
- Прежде всего – это любовь к своему делу. Если у человека горят глаза при мысли о том, чем он занимается, то и окружающим быстрее зажечься его продуктом, энтузиазмом. Умение быстро принимать решение, быть в фокусе – не отклоняться от заданной цели, честность по отношению к себе, клиентам, партнерам и всем, к кем взаимодействуешь. От этого зависит и другие важные качества - в частности репутация. Еще нужно постоянно развиваться, изучать новые методы и технологии, общаться с профессионалами в своей области, посещать семинары и конференции и не
останавливаться на достигнутом. Невозможно расти без риска, если любишь свой продукт, ты должен постоянно искать новые способы найти новую аудиторию, смелее использовать инновации.
- У Вас есть супер-качество, которое помогло удачно стартовать и дойти до расширения бизнеса?
- Наверно, это профессиональный опыт благодаря образованию и коммуникабельность.
- Мария, как Вы оцениваете, глядя на прошедший период, свои перспективы?
- Безусловно, в прошлом году была проделана большая работа, я отрыла цех по изготовлению пряников, приобрела необходимый опыт. Сейчас перебираюсь в новое просторное помещение. Подала документы на получение гранда «Губернаторский старт» на развитие бизнеса. Поэтому движемся вперед, учимся, ищем оптимальные решения.
- Мария, что Вы посоветуете тем, кто хотел бы открыть собственное дело, но еще не решается?
- Для того, чтобы начать двигаться к успеху эффективно и с интересом, надо найти свои сильные стороны, сделать ставку на свое преимущество. Социальный контракт призван помогать людям. Я попробовала, у меня получилось. Не бойтесь обращаться за помощью или консультацией. Социальный контракт – это работает.
PS
Каждый бизнес имеет свою историю. Но, если вкладываться в дело с душой, - оно обречено на успех. Постройте свой бизнес- успех вокруг того, что вы любите по своей природе и бесконечно интересно Вам.
О том, как все начиналось, с какими трудностями пришлось столкнуться, что интересного и нового произошло в жизни мамы-предпринимателя, мы побеседовали с Марией при встрече.
- Мария, расскажите, когда приняли решение стать предпринимателем. Почему именно "пряничный бизнес" так вас заинтересовал?
- Находясь в декретном отпуске, я задумалась о возможности дополнительного заработка, ну и пряники уже давно в моем сердце, как милый продукт, возвращающий в детство. Огромная конкуренция меня не пугала, хотя в городе уже были девочки, которые пекли на дому, но их не так много. А вот такого официального предприятия не было. По образованию я технолог. Все производственные процессы мне знакомы. Почему бы не использовать эту возможность. Производство пряников считается выгодным бизнесом, так как спрос на эту продукцию стабильно высокий, а срок её хранения относительно долгий. Пока клиентов хватает на всех мастеров. Кроме того, у каждого свой рецепт, свой определенный стиль. На старте все просто: если хочешь действовать – действуй. Интерес потребителей к продукту зависит только от тебя. Сколько мы знаем историй, когда есть и деньги, и бизнес-план, а востребованности в продукте нет. Я всегда говорю, делать надо то, что нравится, что душе близко. Это залог успеха.
Какие чудеса можно творить с глазурью и пряничным тестом! Вообще на Руси пряничное дело издавна является распространенным народным промыслом. На Руси существовали такие профессии как знаменщик и пряничник. Знаменщик – это резчик пряничных досок, он должен был обладать художественным вкусом и пространственным мышлением. Ведь доску-пряницу надо вырезать в зеркальном отражении, а это непросто. Попробуйте написать зеркально хотя бы одно слово – и вы поймете, каково быть знаменщиком.
А пряничниками чаще всего становились очень развитые физически люди, просто богатыри. Им приходилось по нескольку часов бить тесто, чтобы выбить из него все пузырьки, а это не каждому под силу. Поэтому тесто для пряников называлось битым.
Первые пряники назывались «медовым хлебом», их рецепт привезли к нам варяги еще в 9 веке. Это была смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял половину всех ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, с появлением различных заморских «сухих духов» пряник окончательно приобрел вид хорошо известной нам сладости.
- Многие кулинары, работающие на собственной кухне, мечтают выйти со своим проектом на новый уровень и создать полноценное производство. Но ведь не каждому вольному кондитеру это удается воплотить в жизнь.
С какими трудностями пришлось столкнуться?
- Да, все мы любим заниматься творческим процессом в делах, связанных с едой и хорошим настроением, мечтаем монетизировать свое увлечение. Но необходимо еще заниматься организационной работой, контролировать все процессы производства, закупа сырья, финансов. Мне было нетрудно, поскольку я дипломированный технолог, которого 5 лет учили всему, что связано организацией производства пищевых продуктов. Но к этому времени я была уже мамой троих детей и хочу сказать, что немало важную роль в достижениях и успехах на этом пути играет семья. Трудно выразить словами, насколько я благодарна мужу. Ему нужно быть всегда начеку, оказать поддержку, подставить крепкое плечо в нужный момент.
- Чтобы доход был приличным, нужен сбыт. Какие пути продвижения продукта вы рассматривали на начальном этапе?
- Поверьте, если вы делаете что-то классно и с душой, обязательно найдутся ценители. За год работы я убедилась в том, что сегодня мы делаем пряник для мальчика Вити, а завтра может оказаться, что его мама менеджер крупной компании, и им нужны корпоративные подарки.
Нетворкинг - отличный способ раскрутиться. Ты заводишь полезные связи и строишь на этом свой бизнес. Начинаешь с небольшого количества заказов, а затем, благодаря общению, их становится все больше и больше. Компетенции в деловом мире, открытость к контактам, умение слушать, самопрезентация, публичные выступления, ведение переговоров – все это отличные инструменты для развития бизнеса.
Еще я активно работаю с SMM, у нас есть странички в «ВКонтакте» и Instagram. Сейчас проведение мероприятий - основной рекламный канал. Я уже успела поучаствовать в различных фестивалях и встречах: всероссийский пряничный арт-марафон в областном центре, деловые встречи «Женщина, меняющая мир» в рамках федеральных партийных проектов
«Женское движение Единой России» и «Моя карьера с Единой Россией» в марте 2024 года. Много работаем с детьми на мастер-классах. Я говорю мы, потому что мне очень помогает моя семья.
Для любого производства важен официальный статус. А это предполагает наличие помещения, отвечающего всем требованиям СЭС к пищевому производству. Любой домашний кондитер – фактически нелегальный мастер.
Поэтому я сразу хотела иметь товарный знак, чтобы работать с крупными заказчиками, которые предъявляют определенные требования к продукту.
- Откуда узнали про социальный контракт? Чем он помог реально?
- В интернете я увидела информацию о социальном контракте на открытие бизнеса. Обратилась в Центр социальной поддержки населения. Специалисты помогли составить бизнес-план проекта. Это является одним из требований для получения помощи на открытие бизнеса при заключении социального контракта. Еще – это очень полезная вещь. В нем все по полочкам: мое резюме, опыт работы, финансовые источники средств; видно, где доход, где расход, где прибыль, где перечень оборудования, которое необходимо приобрести. В бизнес-плане надо точно указать, сколько единиц оборудования, материалов, и по какой цене будет закуплено. Для этого пришлось мониторить на сайтах цены, выбрать оптимальные, определиться с поставщиками.
После одобрения бизнес-плана я подписала социальный контракт и получила 350000 рублей. Купила именно то, что мне нужно для работы: холодильник, конвекторную печь, индукционную плиту, тестораскаточную машину, стеллажи, пищевой принтер. Реально социальный контракт помог. Это хороший старт. Я давно мечтала приобрести пищевой принтер. Сейчас стало модно делать разные надписи: пожелания, поздравления, имена людей, которым дарится пряник, корпоративные логотипы. А на пищевых принтерах легко распечатывать разные картинки. Это позволяет воплощать в реальность практически любые кондитерские идеи. Благодаря государственной поддержке мне и удалось приобрести самое хорошее дорогостоящее оборудование для начала деятельности.
- Успешным предпринимателем человек становится не потому, что у него с рождения есть какие-то особенные черты характера. Успеха в бизнесе люди добиваются потому, что сумели развить в себе необходимые для предпринимательства навыки и качества. Какие, на Ваш взгляд, это личностные качества, которые определяют успех в бизнесе?
- Прежде всего – это любовь к своему делу. Если у человека горят глаза при мысли о том, чем он занимается, то и окружающим быстрее зажечься его продуктом, энтузиазмом. Умение быстро принимать решение, быть в фокусе – не отклоняться от заданной цели, честность по отношению к себе, клиентам, партнерам и всем, к кем взаимодействуешь. От этого зависит и другие важные качества - в частности репутация. Еще нужно постоянно развиваться, изучать новые методы и технологии, общаться с профессионалами в своей области, посещать семинары и конференции и не
останавливаться на достигнутом. Невозможно расти без риска, если любишь свой продукт, ты должен постоянно искать новые способы найти новую аудиторию, смелее использовать инновации.
- У Вас есть супер-качество, которое помогло удачно стартовать и дойти до расширения бизнеса?
- Наверно, это профессиональный опыт благодаря образованию и коммуникабельность.
- Мария, как Вы оцениваете, глядя на прошедший период, свои перспективы?
- Безусловно, в прошлом году была проделана большая работа, я отрыла цех по изготовлению пряников, приобрела необходимый опыт. Сейчас перебираюсь в новое просторное помещение. Подала документы на получение гранда «Губернаторский старт» на развитие бизнеса. Поэтому движемся вперед, учимся, ищем оптимальные решения.
- Мария, что Вы посоветуете тем, кто хотел бы открыть собственное дело, но еще не решается?
- Для того, чтобы начать двигаться к успеху эффективно и с интересом, надо найти свои сильные стороны, сделать ставку на свое преимущество. Социальный контракт призван помогать людям. Я попробовала, у меня получилось. Не бойтесь обращаться за помощью или консультацией. Социальный контракт – это работает.
PS
Каждый бизнес имеет свою историю. Но, если вкладываться в дело с душой, - оно обречено на успех. Постройте свой бизнес- успех вокруг того, что вы любите по своей природе и бесконечно интересно Вам.